ATYRAU OBLYSYNYŃ ADVOKATTAR ALQASY

История адвокатуры

АДВОКАТУРА НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА

Впервые в истории суверенного Казахстана демократические принципы организации и деятельности казахстанской адвокатуры, а также гарантии адвокатской деятельности были юридически закреплены Законом Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности", принятым 5 декабря 1997 года.

С этого дня вопросы независимости адвокатов при осуществлении своей деятельности и недопущения вмешательства правоохранительных и других органов в деятельность казахстанских адвокатов были одними из первых в постсоветском пространстве урегулированы специальным законом. Это было признано многими адвокатами соседних стран как прогрессивный шаг и послужило основой для развития сильной и независимой адвокатуры.

Закон определил основную цель казахстанской адвокатуры – содействие государству в реализации права граждан на судебную защиту их прав и свобод, гарантированных Конституцией, а также на получение квалифицированной юридической помощи. Новый вектор в деятельности адвокатов положительно повлиял на имидж адвокатуры и её значимость в системе осуществления правосудия и защиты конституционных прав человека и гражданина. Адвокатура стала основным субъектом оказания юридической помощи, гарантированной государством.

В 2012 году в закон были внесены поправки, среди которых – требование об обязательном членстве территориальных адвокатских палат в Республиканской коллегии адвокатов. Таким образом, в целях представления и защиты интересов адвокатуры 23 июня 2012 года была создана Республиканская коллегия адвокатов, в которую на тот момент вошли 16 коллегий.

Дальнейшее развитие казахстанской адвокатуры в современных условиях нашло отражение в Законе Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи", принятом 5 июля 2018 года, который и поныне регулирует деятельность профессионального сообщества.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АДВОКАТУРЫ КАЗАХСТАНА

История становления института адвокатуры на территории Казахстана является весьма сложной. Это объясняется сохранением в ходе реформ 1867–1868 годов судов биев и казиев, которые решали конкретные дела с учётом национальных и религиозных особенностей. При разрешении споров суды биев опирались на нормы обычного права и шариата, тогда как суды казиев — исключительно на нормы шариата.

Судебная система конца XIX века в Казахстане была сформирована на основе Положений 1886 и 1891 годов о управлении Туркестанским и Степным краями. Судебная реформа 1898 года предусматривала регулирование деятельности адвокатуры, что ограничивало сферу применения казахского обычного права. Судебная власть Российской империи распространилась на всё население Казахстана, в связи с чем в судопроизводство активно вовлекались присяжные заседатели.

Наряду с этим институт адвокатуры имел определённые исторические традиции и внутри самого казахского общества. Сегодня можно сделать вывод, что источники казахского обычного права содержали уникальные институты защиты, которые существовали на территории современного Казахстана до колонизации Российской империей, причём некоторые из них сохранялись до 1920-х годов.

Наряду с обвинительным уклоном в казахском обычном праве важное место занимала "инициатива расследования", которая позволяла собирать объективные доказательства относительно виновности или невиновности обвиняемого в совершении преступления. Такие понятия, как "поручительство общественного мнения" и "надлежащее расследование и рассмотрение дела", сопровождали расследование уголовных дел и вносили сравнительные гарантии для всестороннего изучения обстоятельств дела.

Октябрьская революция 1917 года внесла коррективы, ознаменовав начало социалистического (советского) периода. Ж.М. Абаева отмечала: "На первых этапах своего развития советская адвокатура была вынуждена преодолевать отрицательное отношение, унаследованное от дореволюционной адвокатуры; исторически обусловленное восприятие буржуазной адвокатуры было механически, без критического переосмысления, перенесено в абсолютно иную социальную структуру, при этом сохранилось прежнее название".

Положение об адвокатуре 1922 года предусматривало организацию коллегий адвокатов по уголовным и гражданским делам на основе самоуправления под руководством государственных органов с целью оказания юридической помощи населению.

Органами управления коллегии являлись общее собрание и президиум. Впервые были определены обязанности адвокатов, главной из которых стало участие в консультациях, организуемых президиумом, для оказания правовой помощи трудящимся. С этого момента адвокатуру можно охарактеризовать как общественную организацию. Позднейшее законодательство об адвокатуре сохраняло принцип общественности адвокатуры, лишь совершенствуя демократические принципы её деятельности.

А.Д. Святецкий выделяет два вида деятельности советской адвокатуры того периода. Один из них – работа юридических консультаций. Юридическая консультация того времени представляла собой форму адвокатской деятельности, отражающую лучшие черты советской адвокатуры, новый тип советской защиты. Другим видом деятельности являлась индивидуальная адвокатская практика. С организационной точки зрения она не была оптимальной, но соответствовала общественно-политической обстановке того времени, в частности условиям новой экономической политики.

Подводя итоги анализа данного этапа, А.Д. Святецкий писал: "В целом 1922 год стал важным этапом в становлении советской защиты. Впервые она была организована структурно, и главное – появилась реальная возможность создать широкую сеть юридических консультаций и тем самым обеспечить доступ к правовой помощи в тех местах, где ранее он был исключён".

С 1922 года адвокатура Советской России, а затем Союза ССР прошла значительный путь организационного становления (создание республиканских, областных, краевых коллегий адвокатов с юридическими консультациями на местах) и кадрового укрепления. Постепенно "безупречных граждан" и прочих энтузиастов-правозащитников заменили специалисты с высшим, как правило, юридическим образованием.

16 августа 1939 года Советом народных комиссаров СССР было впервые принято Всесоюзное положение об адвокатуре, в котором решались актуальные вопросы организации и деятельности адвокатуры. Прежде всего, адвокатура была централизована на уровне всей страны. Положение также определяло задачи адвокатуры, руководство её деятельностью, единую структуру для всего Союза ССР и членство в органах адвокатуры.